Verification: 37e3313ed1a7f780
top of page

Искусство в Австралии: есть ли искусство по ту сторону планеты?

Когда я поняла, что переезжаю в Австралию - практически случайно и совершенно без выбора - меня сковал страх отсутствия каких-либо перспектив в работе. Да даже не в работе, а в обычной для меня культурной жизни - с вернисажами и поездками по европейским центрам притяжения искусства. Смею предположить, что многие коллеги из Европы и пост-советского пространства думают примерно так же. Эта страна-континент настолько далеко находится от всего привычного, что мысли о скучной жизни с кенгуру и коалами не покидали ровно до момента приземления.


У меня не было вариантов выбора страны, но был возможен выбор города. От Мельбурна отговаривают все, кто привык воспринимать Австралию как рай для серферов и страну с вечным летом. Столица штата Виктория никак не вписывается в эти характеристики. Мельбурн называют Лондоном с хорошим климатом. Погода здесь скорее европейская - с дождями и ветром зимой, вполне жаркими летними месяцами и долгими весенними и осенними переходами. Вторая отличающая от всех других крупных городов характеристика Мельбурна - “культурная столица”. Исторически так получилось, что город изначально заселяли свободные переселенцы из Европы, а не каторжники. Часть из них приплывала за золотом, другая же занималась тем, что сейчас принято называть креативным сектором. Это сильно отличает жителей Мельбурна от другого мегаполиса - Сиднея, который называют финансовой столицей страны и который был основан как колония для осужденных. (Тут хочется сделать сноску и напомнить, что столицей Австралии является Канберра - город, располагающийся ровно посередине между Мельбурном и Сиднеем).


Итак, основных центров скопления искусства два: в одном художники обучаются, интегрируются в арт-сообщество и коллаборируют друг с другом, в другом - продают свои работы. В Мельбурне находятся университеты с самыми крупными школами искусства и дизайна - Monash University с собственной галереей, коллекцией искусства и музеем, RMIT с несколькими галереями и невероятным ежегодным количеством выпускников и старейший The University of Melbourne. Есть еще несколько университетов в городе, которые обучают художников, но увидев количество и качество работ крупнейших трех, невольно задаешься вопросом о том, где выпускники работают после выпуска. Тем более, что в каждом большом городе Австралии есть свои университеты, пусть и с меньшим количеством студентов.

Двор кампуса RMIT во время выпускного шоу
Двор кампуса RMIT во время выпускного шоу

И тут начинается разговор о том, как выстроена инфраструктура индустрии современных визуальных искусств. В Австралии нельзя утверждать, что вся нагрузка по поддержке искусства лежит или на государственных или на частных инициативах. Оба источника работают взаимосвязанно. Во-первых, существует государственный ArtBank со своей коллекцией, где находятся более 10.000 работ. Он дает предметы искусства в лизинг, обеспечивая собственную логистику и страховку. Так же по известным всем критериям, которые опубликованы на сайте, АртБанк выкупает работы у художников любого уровня.

Если говорить о музеях, то частных (чаще - семейных) намного больше, чем государственных. В каждом штате есть своя state gallery, которая имеет крупные коллекции с очень хорошим оснащением. Так же почти в каждом районе любого города есть своя, муниципальная, галерея, работающая с локальными художниками. Она выполняет функцию не только выставочного пространства и хранения работ местных жителей, но и коммерческого агента. Эти галереи, как и муниципальное управление в целом, финансируются жителями района.

art gallery of Ballarat
Галерея г.Балларат

Частные же музеи можно разделить на две условных группы: первая - это корпоративные институции, в том числе университеты, вторая - семейные на основе трастов. Это и парки скульптур, и музеи керамики, и закрытые музеи-дома, которые хозяева открывают только под определенные мероприятия.


Коммерческих галерей достаточно много, хотя плотность будет значительно ниже европейских стран. Нужно понимать, что в Австралии всего 5 городов-миллионников, и расположены они по побережью. Соответсвенно, основное скопление арт-кластеров и институций находится в этих городах. Мельбурнские арт-деятели любят говорить, что в городе больше 150 коммерческих галерей. И это вполне похоже на правду. Самый крупный ресурс с анонсами вернисажей - Art Guide - дает даже бОльшую цифру. И, начав заниматься своим проектом, Art Flaneur, и собирая собственную базу арт-институций, могу констатировать неполноту данных на арт-гиде - коммерческих и муниципальных (ведущих коммерческую деятельность) галерей намного больше. При этом крупнейшая арт-ярмарка страны проходит ежегодно в Сиднее - Contemporary Sydney с объемом продаж в более $25 миллионов. Там же проходит Affordable Art Fair и The Other Art Fair (в Мельбурн после пандемии обе ярмарки пока не вернулись, хотя и заявлены на сайтах в ближайшее время).


Может показаться, что в других городах ничего не происходит. Но тут нужно акцентировать внимание еще на одной особенности местной арт-индустрии. Страна сейчас проходит период деколониальной политики. В культуре это прежде всего заметно в поддерживающих инициативах, направленных на представителей Первых наций. Потомки первых европейцев-колонизаторов признают ошибки своих предков и делают попытки их решения. Тот факт, что коренным жителям навязывалась европейская культура, в настоящее время обретает противоположное движение. В Кернсе и Дарвине проходят арт-ярмарки, но с участием только художников Первых наций. Существуют отдельные фонды и премии для их поддержки, а в выставочных залах бОльшая часть работ - современное аборигенское искусство. К сожалению, еще 15-20 лет назад никто не собирал и не сохранял работы коренных жителей. Поэтому сейчас можно наблюдать невероятное количество работ, которые были созданы 5-10 лет назад. Одна из самых активных инициатив - это APY art centre collective. Работы этой группы художников постоянно экспонируются на международных биеннале и ярмарках.


Кстати, о международном взаимодействии местных участников арт индустрии. По исторической традиции самое близкое сотрудничество происходит с Великобританией. И опять же, под влиянием истории, становления Австралии как страны мигратов (более 30% жителей страны родились на других континентах) и, конечно, географического расположения фокус поворачивается на Азию. Индия, Тайпей, Шанхай, Бангкок становятся ближе в плане бизнеса. А большое количество китайской молодежи, которая предпочитает учиться в Австралии, делает возможным сотрудничество с китайскими коллекционерами и арт-менеджерами.


В завершении хотелось бы написать о двух австралийских стартапах, которые меня удивили простотой своих действий, но при этом закрыли базовые потребности арт-индустрии. Один из них - ArtsPay - дает возможность при покупке искусства часть суммы перечислить в фонд поддержки художников. Эту идею поддержало Министерство культуры Австралии (Council of Arts) и правительства Сиднея и Мельбурна. Второй стартап - ArtMoney - дает возможность платить за искусство в рассрочку на 10 месяцев без процентов. К проекту подключилось больше 1700 галерей со всего мира. А тот факт, что аукционный дом Christie’s пару месяцев назад стал инвестором, дает возможность предположить, что бизнес основателя Пола Беккера будет расширяться и дальше.


Мои грустные предположения об Австралии как о месте in the middle of nowhere, особенно в сфере современного искусства, потерпели поражение.



bottom of page